Пару слов о прототипе...
Трактор ФП, он же Фордзон-Путиловец, он же Фёдор Петрович по праву можно считать первым массовым отечественным колесным трактором.
После гражданской войны поголовье лошадей как тягловой силы, сократилось к минимуму. Поэтому решили осваивать технику, как на развитом Западе.
С 1923 года правительство СССР организует работы комиссий по тракторостроению. Наряду с поддержкой опытного производства полностью отечественных тракторов "Запорожец", "Карлик", "Коломенец" ставка была сделана на освоение американского трактора Fordson модель F. Решили вначале закупать их у Форда. Дорого, но что делать, своих-то нет.
Fordson в те времена был самым популярным и массовым трактором за границей. Задача постройки такого трактора у нас была на грани фантастики.
Договориться с Фордом о лицензионном производстве не было и речи, нечем было платить. Поэтому только копировать, снимать мерку с купленных машин, готовить самим чертежи, искать подходящий завод.
Опыт в тракторостроении в СССР был ноль или около того. Специализированных тракторных заводов не было. Более или менее грамотные специалисты и станки были только на крупных старых машиностроительных заводах, таких как Обуховский, Путиловский, Петрозаводский, Сормовский, Коломенский и проч.
На Обуховском к 1923 г. уже развернули мелкое производство тракторов "Холт", другие были слабоваты в этом плане или заняты чем-то не менее важным, поэтому выбор комиссии пал на Путиловский, на его автомобильную мастерскую.
Наши первые два опытных Фордзона были выпущены, как и водится, к 1 мая 1924 года. Производство шло с большим трудом: на заводе не было специализированных тракторных цехов и станков, не все детали удалось скопировать и их покупали за границей, качество постоянно хромало.
Себестоимость нашего ФП была в разы выше американского, поэтому не было активного сбыта. За всё время НЭПа к 1927 г. удалось выпустить только 1000-й трактор. Форд же собирал в это время на конвейере и при помощи специализированных станков более полумиллиона Fordson.
На конец 1929 г. у нас в стране ФП было около 5 тыс. что составляло не более 12 % от всего тракторного парка. Остальные были импортные американцы. Наиболее распространены были Fordson (58%), International McCormick-Deering (20%), Case, W.D., John Deere. С 1924 г по 1929 г. импорт Fordson в СССР составлял около 25 тыс. шт. Этого было мало.
Началась первая пятилетка - массовая индустриализация и коллективизация. Валюта на покупку импортных тракторов закончилась. Было принято решение самим нарастить производство тракторов. К началу 30-х были построены конвейеры СТЗ, ХТЗ, ЧТЗ, рассчитанные на выпуск десятков тыс. машин в год.
С началом первой пятилетки только Красный Путиловец мог серийно выпускать колесные трактора, так необходимые. Поэтому началась реконструкция тракторного производства завода для выпуска 12 тыс. машин в год. Форд, не сумев в своё время договориться с нами об организации производства тракторов (а мы хотели только в кредит), закрыл глаза на копирование своих тракторов в СССР и продавал нам готовые трактора и запчасти. В США к Форду были направлены специалисты для закупки оборудования и обучения. С завершением обновления станочного парка в 1929 г. завод перешел на выпуск полностью отечественных ФП. Потребность в запчастях была огромной.
Мобилизация ресурсов дала свои результаты, выпуск ФП рос в геометрической прогрессии 3 тыс в 1928 г, 8,5 тыс в 1929 г, 11,8 тыс в 1930 г, 18,6 тыс в 1931 г. За первую пятилетку всего ФП было собрано около 25 тыс. Во вторую пятилетку производство ФП резко сократили, к концу которой было собрано не более 10 тыс, причем половина из них были тягачи с резиновыми колесами.
В 1933 г сборка ФП на Красном Путиловце была прекращена. Всего было сделано ФП около 40 тыс.
К началу второй пятилетки начали работу СТЗ и ХТЗ, выпускавшие копию трактора Интернационал 15-30, который полностью вытеснил ФП.
Прекращение производства ФП было вызвано следующим. Во-первых, недостаточной мощностью 20 лс. Fordson был разработан для небольших фермерских хозяйств на западе. Во время НЭП это было ещё терпимо, но с началом коллективизации для колхозов требовался более мощный трактор, с большим ресурсом, способный работать в 3 смены. Во-вторых, конструкция ФП уже устарела к началу 30-х, хоть и была автомобильного типа: двигатель служил одновременно и рамой, отсутствие водяного насоса и термостата, сложная и неудачная система зажигания, нет генератора, подшипники на баббите, нет масляного насоса и фильтра, водяной воздушный фильтр, малый вес – трактор легко опрокидывался назад. В-третьих, низкая надежность и качество сборки ФП по сравнению с оригинальными Fordson. Отчасти это было результатом плохой эксплуатации ФП, неумением и незнанием как обращаться с трактором на местах. Все эти факторы делали ФП убыточным для колхозов. Это минусы.
Но были и плюсы. Крестьянин с лошади в нач. 20-х массово пересел на машину в нач. 30-х. ФП хоть и не играл в этом основную роль, но позволил освоить и создать наше тракторное производство, вырастить производственных специалистов, развить научную школу, поверить в собственные силы, изготавливал дефицитные запчасти к американскому Fordson, который был совместим с ФП. Этот трактор стал той учебной партой, за которой учились сотни тысяч крестьян новому для себя делу.
Подводя итог, можно утверждать, что ФП сыграл свою положительную роль в развитии сельского хозяйства СССР. ФП вместе с американскими Fordson закрыл «дыру» в тракторах в первую пятилетку, завод "Красный Путиловец" заложил тракторную промышленность в стране, ФП приучил крестьян к работе на технике. Но рождение и производство ФП давалось с большими трудностями, освоение затянулось, а время жизни ФП было коротко.
Очередной самиздат.
Скачать альфа-версию здесь
disk.yandex.ru/d/ncdLYNybghnrbQ
Кто будет собирать, пишите сюда все свои замечания, найденные ошибки. Это поможет сделать модель лучше.