- Имитация остекления в моделях кораблей
27.09.2010
- Имитация воды при помощи акварели в диорамах
10.09.2010
- Изготовление поверхности моря на диорамах
19.07.2010
- О фотосессиях для моделей, или почему модели на фотографиях выглядят хуже, чем на самом деле.
15.07.2010
- Бумажные модели. Журналы, история, обзор. Часть 3: Model-Art доктора Заркова
06.03.2010
- Бумажные модели Тараса Леско
23.04.2011
- Интервью с Владимиром Гукало
15.04.2011
- Фотоаппарат из картона
12.04.2011
- Винтажная камера Pinhole Hasselblad
12.04.2011
- Интервью с Алексеем Хорошавиным
21.12.2010
Т-24 (мастер-класс) - 01. Материалы и инструменты
“Лом — чрезвычайно простой по своему технологическому
устройству инструмент, что и предопределило
распространение ломов повсеместно по всей планете,
и, независимо от бурного технологического прогресса,
лом спустя тысячелетия все ещё широко применяется
людьми в различных случаях.”
Википедия
Итак, про материалы и инструменты. Как я ранее уже сказал, модель будем делать из бумаги. Все остальное вытекает из этого.
Осваивать этот вид моделизма я начал еще в середине 80-х прошлого века. Соответственно, никаких уж особенно замороченных инструментов тогда простым смертным (тем более детским простым смертным) доступно не было. Инструментарий был прост и скуден. Что не мешало, в общем, делать неплохие модели. Поэтому смиритесь с мыслью, что все необходимое вы сможете найти скорее всего у себя дома прямо сейчас, и у вас не будет отговорки “потом, как-нибудь попробую – сейчас нет инструмента подходящего под рукой”…
Вот, в общем виде то, что нужно:
Кое-что на картинке отсутствует, напишу про это ниже. И про то, что на картинке присутствует тоже расскажу подробнее. Мастер-класс же, етить…
Рабочая поверхность
На картинке она видна под всем скарбом, что на переднем плане. Это очень важный элемент нашей модельной мастерской. Стол подойдет любой, достаточно устойчивый и ровный, чтобы с него ничего не падало. А вот сверху необходимо положить какое-нибудь покрытие, удовлетворяющее условиям:
- Должно легко заменяться т.к. изнашиваться оно будет довольно быстро.
- Не должно прорезаться на вылет инструментом. Работать придется скальпелями и другими колюще-режущими предметами, соответственно, застелить стол газетой – недостаточно (в целях сохранения внешнего вида самого стола)
- Не должно быть слишком твердым. Работать придется скальпелями и другими колюще-режущими предметами. Чтобы эти предметы не тупились в течении первых секунд работы, материал покрытия должен быть дружественным к этим инструментам. Т.е. кусок стекла не подойдет. Оргстекло – тоже. Металл, керамическая поверхность – не подойдут. Фанера – хорошо. Мягкий пластик 4-5 мм толщиной – хорошо. Ленолиум – тоже подойдет.
- Не должно промокать. Работать будете с краской и клеем. Понятно, думаю…
- Должно быть ровным. Пускай оно не будет зеркально гладким. Главное, чтобы было ровное. Качество изготовления многих деталей напрямую от этого будет зависеть.
Я использую огрызки отделочных панелей, оставшиеся от последнего ремонта. Собрал из пары досок квадрат и использую его обратную сторону – она гладкая. Лицевая сторона “под карельскую березу” представляет собой тонкую пленку – она быстро изрежется и отслоится. Зато обратная сторона этих обрезков – прекрасная рабочая поверхность.
Измерительный инструмент
Линейка понадобится в любом случае. Причем, желательно, чтобы линейка была металлической. Очень часто придется резать деталь скальпелем по линейке. Если она будет деревянная или пластмассовая, то вероятнее всего вы будете резать линейку, а не по линейке. А, если скальпель будет достаточно острым, то даже этого не заметите до тех пор, пока палец себе неотфрагментируете нафиг. Чтобы резать то, что нужно, а не то, что режется – нужна металлическая линейка.
Не нужно комплексовать! 30 см. – достаточно не только для любой женщины, но и для наших целей. 50 см., например, будет уже не очень удобно. Если, конечно, вы не собираетесь делать модель в масштабе от 1:16 и крупнее.
Уголок и транспортир. Старые добрые школьные аксессуары. Без них будет сложно обойтись, даже если вы не делаете модель с нуля, а пользуетесь заводскими раскройками. Желательно так же – металлические. В основном они нужны будут для разметки, конечно, но иногда по ним удобно и резать. Если два этих инструмента объеденены в одном – вообще хорошо.
Такие линейки-транспортиры продаются в строительных и хозяйственных магазинах повсеместно.
Шкурка
Работаем с бумагой, поэтому шкурка должна быть очень мелкой. Желательно иметь в активе нулевочку и чуть крупнее (единичку-двоечку). Причем шкурки много не понадобится. Расход у нее будет не очень большим. Если мерить шкурку привычными листами формата А4, то по пол листка на каждый номер шкурки – более чем достаточно в общем случае.
Скальпели
Подойдут обычные канцелярские. Лучше всего иметь в комплекте большой и маленький. Если самих скальпелей понадобится всего два, то лезвий к ним – вагон. Острота скальпеля при работе с бумагой исключительно важна! Не пытайтесь что-то продолжать резать, если кончик лезвия отломился или выщербился – сразу же обламывайте секцию лезвия. Не экономте на этом.
Идеальным, конечно, будет т.н. hobby knife:
Но, если нет, то и канцелярский скальпель подойдет. Если втянетесь в процесс, то нормальный инструмент сам со временем нарастет в хозяйстве. Для начала же можно пользоваться бытовыми заменителями. Это нормально.
В свое время, когда канцелярский скальпель был диковиной и редко когда был доступен, мы пользовались обычным лезвием для бритвы, примотанной изолентой к карандашу, чтобы пальцы не распахать. Как-то пробовал пользоваться хирургическим ланцетом, но он оказался неудобен для такой цели. Слишком толстый, быстро тупится, а точить его – долгая и сложная процедура не на пять минут.
Шприц
Не обязательный, но очень полезный при моделировании инструмент. Причем во всех своих частях. Понадобится, как сам шприц, так и игла. Иглой производится тончайшая отделочная работа, наносятся точечные удары краской или клеем. Шприцом же удобно производить дозировку воды, краски или клея при смешивании. Купите в ближайшее аптеке кубиков на пять – не пожалеете.
Краски
Сейчас с ними проще. В любом магазине типа “Детский мир”, “Семь пядей” или у кого там чего поблизости, везде, где продаются модели для сборки, там же найдете и краски скорее всего. Лучше всего использовать акриловые краски. У меня образовался некий запас “звезд” (краски отечественного предприятия “Звезда”). Моделисты их не очень жалуют, предпочитая, например, цитаделевские (Citadel miniatures). Но начните с чего попроще. Краска от Звезды – по 49 рублей за баночку доступны повсеместно. А одной такой баночки хватит на несколько моделей, если грамотно этой краской пользоваться.
Понадобится много цветов. Т.е., если вы решили, что модель будет зеленой, то это не значит, что только зеленая краска и понадобится. Помимо основного цвета, различные детали могут иметь свои цвета. Для получения различных оттенков также потребуются другие краски. Для имитации загрязненных поверхностей, металлических, деревянных – одним цветом не обойтись. В обязательном порядке к краске основного цвета понадобятся серебристая краска (”серебрянка”) для отделки металлических деталей и основные цвета: красная, зеленая, синяя, желтая, белая, черная.
Если вдруг, по какой-то причине вы не можете купить нормальную акриловую модельную краску, то вот вам рецепт старины глубокой: гуашь и клей ПВА. Их можно было найти даже в самое дремучее советское время. Разводите гуашь водой до консистенции “жидкая сметана”, после чего добавляете в нее немного клея ПВА (он белый обычно). Где-то на десять частей краски, вам потребуется две-три части ПВА (хинт: шприц с делениями). После высыхания не мажется и приобретает своеобразный “пластиковый” глянец. Плюс, приятный бонус – можно не грунтовать поверхность перед покраской.
При работе с такой краской есть только одна сложность в контексте бумаги. Клей ПВА при высыхании имеет неслабую тенденцию к стягиванию. Поэтому такую краску, на бумажную поверхность нужно наносить очень тонкими слоями, тщательно просушивая каждый слой. Если набухать краски жирным слоем, то при высыхании она запросто может деформировать деталь. Это в лучшем случае. А то бумага еще может и вовсе расслоиться и тот слой, на который была нанесена краска просто скукожится и сдерется с остальной конструкции. Скорее всего это будет фатальным для детали. Помните про это!
Так же понадобится грунтовка. Обычная автомобильная. Любого цвета. Лучше всего серая, но и коричневая подойдет. Продается на каждом шагу в любом хозяйственном или в автомагазине. Одного аэрозольного баллона хватит на десяток моделей. Расход небольшой выходит. Один баллон у вас скорее засохнет от времени, чем вы его до конца используете.
Ластик
Сложно себе представить чертежные работы без ластика. Кроме своих прямых функций при разметке деталей, его можно использовать так же для создания различного рода декоративных потертостей на самой моделе.
Карандаш
Чем тоньше, тем лучше. С мягким грифелем. Жесткий грифель будет оставлять на бумаге канавки, даже, если потом сам рисунок стереть ластиком. Это фу – бяка. Тонкий мягкий грифель – хорошо.
И умоляю вас – никаких шариковых ручек! Это лоховство, некомпетентность и несмываемый позор в глазах всего человчества. Не говоря уже о том, что ручку фиг сотрешь ластиком, если где ошибешься.
Пластелин
Нужен будет совсем маленький кусочек. Он никак не связан с материалами для самой модели. Он используется, как средство фиксации деталей во время покраски.
Предположим, есть какая-то очень маленькая деталька, которую надо покрасить отдельно. Пинцет все же слишком будет мешать покраске. В этом случае берем зубочистку, на ее кончик лепим маленький шарик из пластелина, и на этот шарик сажаем деталь. Получается деталь на палочке. Красим, сушим, снимаем с зубочистки. Останется только докрасить крошечный пятачок, оставшийся от пластелинового шарика. Хорошее, проверенное веками крепление с которым не могут конкурировать никакие современные высокотехнологичные приблуды.
Кисточки
Потребуется несколько разных. Условно из можно разделить “для клея” и “для краски”.
Клеевая кисточка потребуется одна. Рекомендую второй-третий номер (прям, придите в магазин и твердо смотря продавщице в глаза скажите: “Дайте мне мягкую кисть второго номера” – она поймет).
Большего размера кисть для клея не нужна. Не будет таких склеиваемых площадей больших. Меньше – тоже смысла нет. Все, что меньше – делается зубочисткой заточенной специальным образом. Потом покажу каким, когда до дела дойдет.
Кисточки для краски потребуются двух номеров. Троечка-четверочка и единичка.
Большой будете красить по большим площадям, единичкой – мелкие детали. Вместо единички я управляюсь и двоечкой, но зачем себя мучить?
Еще понадобится жесткая кисть. Почти, как щетка. Потребуется в процессе декорирования модели. Желательно так же в двух экземплярах такие кисти иметь.
Освещение
Постарайтесь использовать настольную лампу на гибкой ножке. Иногда нужно будет подсветить такие уголки, о которых и не задумываешся. Чем больше степеней свободы у источника света – тем лучше. К своему стыду вынужден признать, что никак своей собственной настольной лампой не обзаведусь, поэтому постоянно приходится выпрашивать её у дочери.
Аэрограф
Пожалуй, единственный инструмент, который далеко не у каждого в кладовке завалялся. Но он очень нужен. Нанести ровным слоем краску кисточкой по большой площади (корпус танка, фюзеляж самолета, борт корабля) – почти нереально. Обязательно будут полосы. Не говоря уже о том, что при декорировании некоторых деталей, без аэрографа не обойтись в принципе. Кисточкой или тампоном невозможно делать напыление.
У вас нет аэрографа? Не беда! В свое время у нас не то, что аэрографов не было, мы и слова то такого не знали. Давайте я научу, как быстро сделать столь необходимый инструмент из того, что под рукой. Это не страшно. Смотрите: нам всего-то и понадобится, что исписанная шариковая ручка, спичечный коробок и изолента. Видите? Я же говорил, что не страшно…
В те далекие времена, т.н. “биковские” ручки (BiC) только-только стали появляться в быту советского гражданина:
Они были идеальны для наших целей. Стоили они дорого и купить их можно было в каком-нибудь очень козырном магазине типа “Журналист”, отстояв пару часов в дикой очереди. Либо выменять у друга за огромное количество вкладышей от импортной жвачки. В нынешние, более халявные времена, раздобыть такую или аналогичную ручку – плевое дело. Нам от нее понадобится корпус и пустой стержень. Да, любые трубочки аналогичных габаритов тоже подойдут – не зацикливайтесь на ручках.
Иногда, если удавалось достать сломаный стеклянный рейсфедер, то он использовался заместо стержня от ручки. Такую стеклянную трубочку было проше отмыть и она служила дольше.
Спичечный коробок, думаю, тоже найти не составит труда. Понятно, что подойдет любой предмет имеющий форму паралепипеда аналогичных размеров. Плюс-минус сантиметр роли не играет.
Теперь берем изоленту (или скотч) и делаем так:
Обратите внимание, что верхний срез стержня должен распологаться немного ниже центра оси корпуса ручки. Это важно.
Разводим краску пожиже, наливаем в баночку. Держим баночку одной рукой. В другую руку берем наше сооружение, погружаем стержень в краску и дуем в трубочку вот так:
Чудо должно свершиться! Если не свершилось или свершилось, как-то вяло – пошевелите стержень, чтобы изменить уровень его верхнего среза относительно трубочки. Попробуйте отрегулировать стержень выше или ниже. Поэкспериментируйте. Краску разведите пожиже. Ага, еще жиже! Таким образом прибор настраивается за пять-десять минут.
Научное называние такого прибора: “задувалка из коробка”. В разговоре следует произносить небрежно, как будто всю жизнь только этим и работаете, а всякие новомодные аэрографы презираете. Это дает +5 к профессионализму.
Примитивно, но функционально. Я такой задувалкой пользовался постоянно – приемлемый результат гарантирую.
Мне друг рассказывал как в армии они такими задувалками целый БТР закрасили. В смысле не модель, а оригинал в масштабе 1:1. Может оно и байка, но в принципе ничего невозможного в этом нет. Армия располагает достаточным количеством пар легких не занятых выкрикиванием приказов. Рота задувальщиков вполне управится с бронетранспортером за пару дней.
Некоторые мажоры дополняли конструкцию трубкой от капельницы, камерой от футбольного мяча и ножным автомобильным насосом:
Принцип, думаю, понятен: насос накачивает камеру от мяча, которая играет роль газового баллона, редуктора и стабилизатора потока газа одновременно. По мере падения давления воздуха в камере мяча, достаточно пару раз качнуть ногой насос. Вкл./выкл. прибора осуществлялся при помощи бельевой прищепки, которой пережималась трубка от капельницы. Так же, пережимая трубку пальцами во время работы можно было регулировать напор воздуха. Такая конструкция обеспечивала достаточно длительную и равномерную подачу смеси на окрашиваемую поверхность. Сам я так никогда не извращался, но видел в работе. Концептуальненько, так…
Можете тоже попробовать поизвращаться, если уж совсем делать нечего. Но имейте в виду, что достаточно будет и простой задувалки из коробка, описанной выше!
Конечно, если вы страдаете тяжелой формой рукоделия, то рекомендую обзавестись нормальным аэрографом. Даже, если и не в моделизме – в хозяйстве у самоделкина этот инструмент всегда пригодится.
Ножницы
Понадобятся обычные (”хозяйственные”) большие и загнутые маникюрные. Тут есть только один каверзный момент: не пытайтесь умыкнуть маникюрные ножницы у жены. Быть моделистом с переломанными руками очень трудно. Зайдите в любую галантерею и купите лично себе маленькие маникюрные ножницы. Лучше всего двух видов – закругленные и прямые. Но можно обойтись и только закругленными.
Картон и бумага
Понадобятся во всем своем многообразии и в больших количествах. От салфеток до толстого плотного картона. Тут только одно правило: чем шире выбор, тем меньше проблем. Слава небесам, обычно дома этого многообразия навалом. Подойдет все, что угодно: коробки для обуви, коробочки от лекарств, упаковка от домашней радиоаппаратуры, использованные проездные билеты на метро или карточки оплаты за телефон и т.п. Пижоны вроде меня, могут прогуляться к ближайшему магазину канцтоваров и купить себе папку с картоном для детского творчества.
Чертеж модели и документация
Это будет отдельная большая тема, которой я посвящу всю следующую часть этого цикла.
Клей
На картинке выше его нет. Забыл в кадр уместить… Клей нам понадобится двух видов. Условно назовем их “рабочий” и “вспомогательный”.
В качестве “рабочего клея” можно использовать все разновидности жидкого ПВА. Например:
ПВА-подобные – тоже подойдут. Я использую такой:
Это, как бы и не совсем ПВА, но по своим характеристикам он настолько на него похож, что разницы я не вижу.
Так же подойдет нитроцеллюлозный клей. Он даже предпочтительнее. Очень быстро сохнет и схватывает бумагу намертво. Но его труднее достать. Когда-то прибалты делали хороший нитроцеллюлозник под торговой маркой Argo. Сейчас я его не вижу в продаже, но вдруг кому попадется.
“Вспомогательный” клей понадобится когда нам что-то нужно очень по-быстрому прихватить и надежность роли не играет. Например бумажный шаблон к картону присобачить. В качестве такого клея подойдет обычный клей-карандаш:
Компьютер и ПО
Да, моя “карьера” моделиста остановилась больше двадцати лет назад. Но это не значит, что прогресс остановился тогда же. Многие вещи, казавшиеся в то время фантастикой, стали повседневными сегодня. Не учитывать это было бы исключительно глупо. Поэтому компьютер, принтер и программы для работы с графикой я намерен использовать на всю катушку. Поскольку статьи эти я пишу задним числом, опробовав уже на практике многие новые трюки, то могу заверить, что большинство самых сложных и скучных операций нынче превратились просто в приятную игру, дающую результаты, превосходящие все те, чем я мог похвастаться когда-то.
Так, что, вы клавиатуру то со стола далеко не удвигайте, товарищи моделисты!
Соответственно, потребуются и некоторые навыки из чисто компьютерной области. По ходу руководства я буду показывать некоторые приемы и программы, но тут уж сами прогрессируйте. Ничего, опять же, заоблачного не потребуется, просто обучение работы с компьютером и софтом – не цель данного мастер-класса.
* * *
Вот, собственно, и все. Согласитесь, что ничего такого уж черезур заумного в этом наборе нет. Все доступно и достаточно бюджетно. Если не доступно, то заменимо из того, что под рукой. По ходу дела возможно еще что-то понадобится, но это “что-то” будет из той же повседневной категории.
В следующей части руководства мы приступим уже непосредственно к делу.
Re:Т-24 (мастер-класс)
Jan 09 2013 14:42:49 Volkman писал(а):
Ставьте Rhino, по нему подскажу, да и вообще программа становится стандартом для разработки бумажных моделей. Нашел Ваш сайт каким то чудом! По тэгу поиска "бумажные гусеницы для танка" или что то в этом духе, нарвался на мастер-класс. Скачал 3D Max, сломал голову, теперь попробую Рино, если не получится, я если можно обращусь. Мастер-класс, это просто нечто, до этого момента я даже оказывается не знал выходит вообще Ни-че-го )), вот, решил попробовать сделать Т-50, нарыл кое какую информацию, чертежи 2х заводов. В общем пока основная проблема в создании 3D модели, для того что бы в последующем с ней работать. Но за науку, Вашим умельцам огромный, жиииирный плюс! |
#8928 |
Re:Т-24 (мастер-класс)
Jul 05 2013 17:00:05 Доброго времени суток! Несколько месяцев назад друг предложил мне попробывать сделать какую нибудь бумажную модель, при том что ни он ни я никогода этим не занимались, более того даже не видели готовые работы моделистов, но всеже, как говорится, смеха ради решили попробывать. Скачали и распечатали мы с ним полятский журнал с моделью су-85 название не помню, но кжется созвучное русскому "юный моделист", и начали потихонечку делать . У товарища моего через пару дней терпение кончилось и дело это он забросил, а меня наоборот заинтересовало, То что у меня получалось хоть и было, конечно, не как у вас на фото на сайте, но уже ломало моё представление о моделировании как детской забаве. Меня это дело захватило особенно после того как в интернете нашел фото готовых моделей, которые сначала казались мне пластмассовыми а некоторые даже металлическими. И вот не давно мне как раз и захотелось добиться такого же результата, а информацию конечно полез искать в интернет. Так я попал на этот сайт на котором и прочитал мастер класс. На изучение у меня ушло 3 дня, именно на изучение а не просто прочтение, из каждой статью узнавал много, очень много. Всё описано достаточно понятно плюс ко всему автор добавил фото и видео процесса работы, что даже такой чайник как я понял как надо, нет нет, вернее сказать - как правильно делать. За что ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!
И разумеется как у ученика у меня возник вопрос может быть конечно не совсем по теме, но всё же рискну его задать. В данный момент я делаю модель самолёта ЯК 15. Выкройка была такжже скачана с бескрайних простор интернета и сейчас когда я зашкурил неровности, сделал более обтекаемым фюзеляж на модели после сей процедуры остались белые куски где работал шкуркой. Аэрографом я не располагаю поэтому полность перекрашивать всё целиком не хочется. Краски акриловые есть но смешать их так чтобы чётко подобрать цвет не могу, у меня они после высахания станоятся немного темнее. Также пробывал получить цвет как вы описали через смешивание основных цветов RGB. Пропорции все расчитал но получается какой-то грязный красный вместо должного. Может быть я что то не так делаю, поэтому прошу вас помочь мне научиться подбирать цвета и смешивать краски. Если необходимо, то вот сам цвет R=233 G=72 B=64. Зарание спасибо!!!! |
#12088 |
Re:Т-24 (мастер-класс)
Jul 06 2013 11:47:32 Начнем с того, что даже если Вы подберете краску, то окрашенная поверхность по фактуре отличается от напечатанной. Поэтому надо забыть о наждачной бумаге. В целом, я бы порекомендовал:
- начинайте работать с оригиналами, с ними результат будет лучше чем со сканами, которые непонятно кто сделал и непонятно кто и как форматировал; - спрашивайте про интересующую модель на форуме, ибо не все модели одинаково хорошо собираются; - выкладывайте фото сборки, тогда более опытные товарищи смогут помогать советом - первые модели могут быть не так хороши, но если клеить регулярно, то можно достичь совершенства |
#12090 |
Re:Т-24 (мастер-класс)
Jul 26 2013 09:03:46 У меня нет слов! Автор ты маньяк! Пы. Сы.: ссылки не работают
|
#12312 |
Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться, чтобы делать комментарии.